летописец " Hunting words I sit all night."
Истории о городах и мирах я люблю больше историй о людях. За людьми интересно наблюдать; но ведь в миры можно путешествовать, увидев больше чем одну жизнь. Больше даже, чем одну эпоху... наверное, этим и цепляют книги вроде Нарнии или Средиземья. Но я после японской поездки всерьёз задумалась о наших городах. Например, я была в Токио - это какая книга? Что надо прочитать, чтобы потом приехать - и узнать его, как друга? Или даже не приезжать, если это книга написана по-настоящему хорошо, то ты знаешь город ещё до того, как побываешь там.
Дело в том, что такая книга-тотем города не означает лишь, что действие происходит в нём. Миллион историй рассказано о том, что случилось во Флоренции, и в миллионе это просто декорация разной степени проработанности и правдоподобия. Но чтобы город стал сердцем истории - тут нужно что-то ещё. Мне приходит в голову только несколько примеров:
Лондон - однозначно ШХ. Потому что да, детективы, сам Холмс, клуб "Диоген", но за всем этим встаёт Лондон, клубящийся по улицам туман и фонари, зажигающиеся as night descends upon this fabled street. А вторая - геймановское "Никогде", в которой, казалось бы, совсем другой Лондон.
Париж - Гюго с Нотр Дам, конечно, и его бесконечные главы-отступления, которые выглядят настолько прочувствованными и живыми, что линия Эсмеральды, Фролло и Квазимодо отступают и кажутся фоном. Настоящим звучит Париж. Вид с башен, улицы, Сена, Университет, стены, которые век за веком разрастаются вглубь и ввысь - та любовь, о которой эта история и рассказывает.
Дублин - однако Джойс и его "Дублинцы", хотя и было сказано, что если Дублин будет разрушен, его можно будет восстановить по "Улиссу"... для меня однозначно выбор падает не на него. Чисто личное впечатление, но про Джойса я бы потом написала (и о том, почему Фолкнера не люблю именно из-за него).
Йоркшир (да, я знаю, что это не город) - Хэрриот и ветеринарные хроники -) серьёзно, просто не удержалась. Вдруг кто-то не читал?
Москва - Мастер и Маргарита. Кто-нибудь удивился-)?
С Нью-Йорком всё зыбко. Казалось бы, тут должно быть сто книг, но ничего стопроцентно подходящего не вспоминается. Как ни странно, ближе всего к моим ощущениям подошли Донна Тарт и Завтрак у Тиффани.
Но это всего лишь несколько городов. А остальные? Флоренция, Петербург, Стамбул? Токио, блин, чтобы мне соотнести поездку и книгу? Главное, я точно знаю, что оно есть - но как всегда при попытке вспомнить, оно тут же исчезает из памяти.

@темы: Reading

Комментарии
25.04.2019 в 09:33

(теперь очень хочется узнать, что там с Джойсом и Фолкнером))
25.04.2019 в 09:52

Tsuru
Про книги не знаю, но для меня Токио - это призрак в доспехах. Что, наверное, вряд ли соответствует реальности.
25.04.2019 в 10:06

летописец " Hunting words I sit all night."
candy camouflage!, просто там надо собраться с мыслями и написать то, что у меня до сих пор маячило в мыслях. Всё субъективно, на самом деле-то оба по-своему прекрасны (а по-моему нет-) )
Tsuru, призрак разве книга? Я как раз думала, что если бы смотрела аниме или читала мангу, то Токио бы восприняла по-другому - как сердце всех сотен историй и реальностей фантастики, киберпанка, альтернативной истории и магии. Думать о всех героях, которые ходили в колледж по тем же улицам, о призраках в парках, о лапше в забегаловках, о гигантских роботах =) но увы.
25.04.2019 в 10:25

Tsuru
Foruvie, не, не книга совсем) манга и анимэ. Просто я не знаю книг о Токио, а вот анимэшная юность навсегда меня извратила. Я наверное и не смогу воспринять это город в книжной форме)
25.04.2019 в 10:28

летописец " Hunting words I sit all night."
Tsuru, знаешь, по ощущениям ты права - Токио правда не книжный город. Это какое-нибудь аниме-киберпанк со спецэффектами и параллельными реальностями. Но как ты понимаешь, для меня этот контекст всё равно что опера для глухого -_-
25.04.2019 в 10:46

Tsuru
Foruvie, наверняка есть что-то в более подходящей для тебя форме, просто я не в курсе((((
25.04.2019 в 13:02

White & Nerdy. Сунгениальный.
Foruvie, считается, что лучше всего атмосферу Питера передает Достоевский, но он значительно сгущает краски на мой взгляд.
Не знаю как насчет Токио, поскольку он действительно какой-то не книжный (или таковые произведения мне неизвестны), но кое-какие аспекты становятся понятны после прочтения Хагакурэ, Записок у изголовья и книг по японскому дзен-буддизму. Современный мегаполис не опишет, но дает понимаение их инопланетного мышления.
Помню, как была поражена тому, что пока в Японии были популярны лирически-психологические дневники, в Европе сочиняли баллады про Тристанов с Изольдами...
25.04.2019 в 13:42

...so what?
UpData, С Достоевским сложно - у него например вообще нет июньско-июльско-белоночного Петербурга, когда простор везде, куда не взгляни. А осень-весну да, он хорошо передает, прям вот да. Из современного еще кстати есть Горчев, но он тоже в основном про хмарь.
25.04.2019 в 14:03

White & Nerdy. Сунгениальный.
Россэ, у Достоевского есть "Белые ночи", но это, скорее, исключение
25.04.2019 в 14:31

...so what?
UpData, это да, но обычно говорят все таки про Преступление и наказание и Идиота, когда "про Питер".

Я еще кстати Медного всадника вспомнила, он вполне себе тоже про город.
25.04.2019 в 16:54

Один патрон с картечью, другой патрон с мечтой
Токио? "Записки у изголовья" (не совсем про, но вполне)?)))
25.04.2019 в 18:41

летописец " Hunting words I sit all night."
Tsuru, вот и мне ничего не вспоминается. Из старого, имхо, всё немного не то.
Хранящая Огонь, Записки мне как раз первыми пришли в голову, но это именно случай истории на фоне города, а не о городе (там, кстати, не Киото был?) Как, например, Дюма постоянно прописывал парижский сеттинг, но книга не о Париже...
UpData, Достоевский всё-таки больше о людях, мне кажется. Вся драма в том, что кто про себя чувствует и как они между собой это разыгрывают.
В Европе тоже были дневники и личное, просто попозже (но и то, например, в манускриптах монахи и писцы оставляли как раз "личные" записки на полях и между строк. Самый известный пример Пангур Бан -)
Россэ, ооо, Медный Всадник, точно! Вот такое подходит. Не могу поверить, что про Питер ничего нет - это же такрй город, про который можно написать столько всего!
25.04.2019 в 18:51

...so what?
Foruvie, про него много всего, тут скорее вопрос того, что одну только сторону чаще всего рассматривали. или "вау, белые ночи" или "отвратительная осень"...ну и так далее. То есть в том же Никогде, несмотря на очень... отдельный Лондон, он все равно показывает, насколько он разный. И в ШХ это видно, да и у Булгакова тоже. А вот про Питер мне прям сходу мало что такое же многогранное вспоминается.
25.04.2019 в 19:32

White & Nerdy. Сунгениальный.
Foruvie, это не мое мнение, а сложившееся в литературных кругах. Как-то так получилось, что говоришь Питер, и всплывает отовсюду Достоевский. Возможно, потому что истории происходят в Питере и там довольно много описаний города и лирических переживаний по поводу него.
Я имею ввиду дневники как отдельный литературный жанр и то, как рано он сложился в Японии, а то, что в средневековой Европе образоывнные люди оставляли свои пометки - это несколько иное)
25.04.2019 в 19:40

White & Nerdy. Сунгениальный.
Хм, кстати, если уж Пушкина брать, то у него еще Пиковая дама о Питере помимо Медного всадника, но за точность не ручаюсь. И у Белого есть роман Петербург, но я его напрочь не помню, как и символистов вообще :lol:
25.04.2019 в 22:27

летописец " Hunting words I sit all night."
UpData, в литературных кругах, например, "Инферно" - это о Флоренции. С одной стороны, флорентийской истории и персонажей, плюс авторского о политике и прочем там и правда хватает, и о том, как он безумно любит это лучшее место земли и вообще центр вселенной -) А с другой стороны, немного не то. Если коротко, то ты можешь сказать, что почитал Достоевского - и понял и полюбил Питер? Прочитал книгу и осознал, что вот душа города, и это твой соулмэйт в архитектуре? Не в смысле почувствовать и понять персонажа, не болеть за сюжет, а именно Петербург?
истории происходят в Питере и там довольно много описаний города и лирических переживаний по поводу него.
Флобер великолепно показывал провинциальные городки - ты после Мадам Бовари рванёшь в глубинку-)? И я что-то не слышала, чтобы люди сходили с ума по "флоберовской Франции" (вот про язык да, слышала, часто и заслуженно - архитектура Флобера это не город, а язык; французский учат, чтобы в оригинале почитать его). Зато Гюго и Нотр Дам да, легенда, и отчасти именно Гюго созданная.
Медный Всадник пока самое близкое, в общем. Пиковая Дама как-то не знаю... что-то не то.
Россэ, знаешь, я вспомнила цитату из Пратчетта, которая отлично описывает именно это. Там о вырезанной на холмах фигуре коня персонаж сказал: это не про то, как конь выглядит, а про то, что он на самом деле. Вот и здесь, не обязательно книга должна быть стопроцентно географически верна (хотя можно - Джойс!), но она должна отражать дух города, то место, о котором думают люди, если их спросить о нём. Поэтому Никогде - это всё-таки Лондон, и даже Пуллман и его Оксфорд тоже Англия, хотя и другая.
25.04.2019 в 22:40

...so what?
Foruvie, да! все именно так!)
26.04.2019 в 09:08

White & Nerdy. Сунгениальный.
Если коротко, то ты можешь сказать, что почитал Достоевского - и понял и полюбил Питер? - ты, блин, не поверишь, но именно из-за Достоевского я ездила в 2015-ом в Питер вместе с подругой, такой же на голову нездоровой, а в остальном я согласна :-D
26.04.2019 в 09:26

летописец " Hunting words I sit all night."
UpData, хехе-) надо же, и так бывает! Но ты же понимаешь, о чём я? Поэтому я и не засчитала "Записки..." за Токио, и за Киото не засчитала бы тоже.
Россэ, :friend:
26.04.2019 в 10:45

White & Nerdy. Сунгениальный.
Foruvie, да, я понимаю)
26.04.2019 в 15:01

...so what?
Посоветовалась с мамой, мама сказала "Шефнер, сестра печали", но я не читала) Еще мама сказала, что мы изверги и она теперь не может перестать думать на эту тему :)
26.04.2019 в 20:36

летописец " Hunting words I sit all night."
UpData, =)
Россэ, так я тоже не могу перестать, поэтому и заражаю всех, кто попадётся под руку -) А ведь ещё есть Берлин, Стамбул и Рим, про которые точно что-то легендарное написано, но что?
мама сказала "Шефнер, сестра печали", но я не читала) я тоже не, надо попробовать.
26.04.2019 в 20:43

...so what?
Foruvie, про немецкие города я в сторону Бёлля смотрю. Но это Кёльн.
26.04.2019 в 20:54

летописец " Hunting words I sit all night."
Россэ, я задумалась насчёт Ремарка, но опять же имхо не совсем то. Атмосфера да, но городов мало. А романтики все пишут народное, мифологическое и сказочное - город им скучен, как символ индустриальной современности!
26.04.2019 в 21:12

...so what?
Foruvie, нееее, Ремарк не то ваще. Я еще подумаю, всё таки в Дрездене живу и училась)
26.04.2019 в 22:45

летописец " Hunting words I sit all night."
Россэ, всё таки в Дрездене живу и училась) здорово! И как, никто не приходит на ум? Мне вот точно никто-)
26.04.2019 в 22:49

...so what?
Foruvie, да вот что-то нет! и это прямо таки странно) (но я еще и не очень люблю берлин)
26.04.2019 в 22:54

летописец " Hunting words I sit all night."
Россэ, про Берлин я что-то такое слышала, мне кажется, многие большие города такие - Токио, НЙ, Лондон.
Да, странно, романтики есть, детские есть отличные просто, а где же эпос городов? Нет?
26.04.2019 в 23:06

...so what?
Foruvie, ну вот есть у меня мысль, что слишком сильно повлияли обе войны и разделение.
26.04.2019 в 23:12

летописец " Hunting words I sit all night."
Россэ, безусловно, поэтому двадцатый век часто или про войны, и про период между ними. Но до этого-то тоже что-то написано! Только мне даже в страшном сне не приснится Фауст в таком контексте -)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии