летописец " Hunting words I sit all night."
Истории о городах и мирах я люблю больше историй о людях. За людьми интересно наблюдать; но ведь в миры можно путешествовать, увидев больше чем одну жизнь. Больше даже, чем одну эпоху... наверное, этим и цепляют книги вроде Нарнии или Средиземья. Но я после японской поездки всерьёз задумалась о наших городах. Например, я была в Токио - это какая книга? Что надо прочитать, чтобы потом приехать - и узнать его, как друга? Или даже не приезжать, если это книга написана по-настоящему хорошо, то ты знаешь город ещё до того, как побываешь там.
Дело в том, что такая книга-тотем города не означает лишь, что действие происходит в нём. Миллион историй рассказано о том, что случилось во Флоренции, и в миллионе это просто декорация разной степени проработанности и правдоподобия. Но чтобы город стал сердцем истории - тут нужно что-то ещё. Мне приходит в голову только несколько примеров:
Лондон - однозначно ШХ. Потому что да, детективы, сам Холмс, клуб "Диоген", но за всем этим встаёт Лондон, клубящийся по улицам туман и фонари, зажигающиеся as night descends upon this fabled street. А вторая - геймановское "Никогде", в которой, казалось бы, совсем другой Лондон.
Париж - Гюго с Нотр Дам, конечно, и его бесконечные главы-отступления, которые выглядят настолько прочувствованными и живыми, что линия Эсмеральды, Фролло и Квазимодо отступают и кажутся фоном. Настоящим звучит Париж. Вид с башен, улицы, Сена, Университет, стены, которые век за веком разрастаются вглубь и ввысь - та любовь, о которой эта история и рассказывает.
Дублин - однако Джойс и его "Дублинцы", хотя и было сказано, что если Дублин будет разрушен, его можно будет восстановить по "Улиссу"... для меня однозначно выбор падает не на него. Чисто личное впечатление, но про Джойса я бы потом написала (и о том, почему Фолкнера не люблю именно из-за него).
Йоркшир (да, я знаю, что это не город) - Хэрриот и ветеринарные хроники -) серьёзно, просто не удержалась. Вдруг кто-то не читал?
Москва - Мастер и Маргарита. Кто-нибудь удивился-)?
С Нью-Йорком всё зыбко. Казалось бы, тут должно быть сто книг, но ничего стопроцентно подходящего не вспоминается. Как ни странно, ближе всего к моим ощущениям подошли Донна Тарт и Завтрак у Тиффани.
Но это всего лишь несколько городов. А остальные? Флоренция, Петербург, Стамбул? Токио, блин, чтобы мне соотнести поездку и книгу? Главное, я точно знаю, что оно есть - но как всегда при попытке вспомнить, оно тут же исчезает из памяти.
Дело в том, что такая книга-тотем города не означает лишь, что действие происходит в нём. Миллион историй рассказано о том, что случилось во Флоренции, и в миллионе это просто декорация разной степени проработанности и правдоподобия. Но чтобы город стал сердцем истории - тут нужно что-то ещё. Мне приходит в голову только несколько примеров:
Лондон - однозначно ШХ. Потому что да, детективы, сам Холмс, клуб "Диоген", но за всем этим встаёт Лондон, клубящийся по улицам туман и фонари, зажигающиеся as night descends upon this fabled street. А вторая - геймановское "Никогде", в которой, казалось бы, совсем другой Лондон.
Париж - Гюго с Нотр Дам, конечно, и его бесконечные главы-отступления, которые выглядят настолько прочувствованными и живыми, что линия Эсмеральды, Фролло и Квазимодо отступают и кажутся фоном. Настоящим звучит Париж. Вид с башен, улицы, Сена, Университет, стены, которые век за веком разрастаются вглубь и ввысь - та любовь, о которой эта история и рассказывает.
Дублин - однако Джойс и его "Дублинцы", хотя и было сказано, что если Дублин будет разрушен, его можно будет восстановить по "Улиссу"... для меня однозначно выбор падает не на него. Чисто личное впечатление, но про Джойса я бы потом написала (и о том, почему Фолкнера не люблю именно из-за него).
Йоркшир (да, я знаю, что это не город) - Хэрриот и ветеринарные хроники -) серьёзно, просто не удержалась. Вдруг кто-то не читал?
Москва - Мастер и Маргарита. Кто-нибудь удивился-)?
С Нью-Йорком всё зыбко. Казалось бы, тут должно быть сто книг, но ничего стопроцентно подходящего не вспоминается. Как ни странно, ближе всего к моим ощущениям подошли Донна Тарт и Завтрак у Тиффани.
Но это всего лишь несколько городов. А остальные? Флоренция, Петербург, Стамбул? Токио, блин, чтобы мне соотнести поездку и книгу? Главное, я точно знаю, что оно есть - но как всегда при попытке вспомнить, оно тут же исчезает из памяти.
Tsuru, призрак разве книга? Я как раз думала, что если бы смотрела аниме или читала мангу, то Токио бы восприняла по-другому - как сердце всех сотен историй и реальностей фантастики, киберпанка, альтернативной истории и магии. Думать о всех героях, которые ходили в колледж по тем же улицам, о призраках в парках, о лапше в забегаловках, о гигантских роботах =) но увы.
Не знаю как насчет Токио, поскольку он действительно какой-то не книжный (или таковые произведения мне неизвестны), но кое-какие аспекты становятся понятны после прочтения Хагакурэ, Записок у изголовья и книг по японскому дзен-буддизму. Современный мегаполис не опишет, но дает понимаение их инопланетного мышления.
Помню, как была поражена тому, что пока в Японии были популярны лирически-психологические дневники, в Европе сочиняли баллады про Тристанов с Изольдами...
Я еще кстати Медного всадника вспомнила, он вполне себе тоже про город.
Хранящая Огонь, Записки мне как раз первыми пришли в голову, но это именно случай истории на фоне города, а не о городе (там, кстати, не Киото был?) Как, например, Дюма постоянно прописывал парижский сеттинг, но книга не о Париже...
UpData, Достоевский всё-таки больше о людях, мне кажется. Вся драма в том, что кто про себя чувствует и как они между собой это разыгрывают.
В Европе тоже были дневники и личное, просто попозже (но и то, например, в манускриптах монахи и писцы оставляли как раз "личные" записки на полях и между строк. Самый известный пример Пангур Бан -)
Россэ, ооо, Медный Всадник, точно! Вот такое подходит. Не могу поверить, что про Питер ничего нет - это же такрй город, про который можно написать столько всего!
Я имею ввиду дневники как отдельный литературный жанр и то, как рано он сложился в Японии, а то, что в средневековой Европе образоывнные люди оставляли свои пометки - это несколько иное)
истории происходят в Питере и там довольно много описаний города и лирических переживаний по поводу него.
Флобер великолепно показывал провинциальные городки - ты после Мадам Бовари рванёшь в глубинку-)? И я что-то не слышала, чтобы люди сходили с ума по "флоберовской Франции" (вот про язык да, слышала, часто и заслуженно - архитектура Флобера это не город, а язык; французский учат, чтобы в оригинале почитать его). Зато Гюго и Нотр Дам да, легенда, и отчасти именно Гюго созданная.
Медный Всадник пока самое близкое, в общем. Пиковая Дама как-то не знаю... что-то не то.
Россэ, знаешь, я вспомнила цитату из Пратчетта, которая отлично описывает именно это. Там о вырезанной на холмах фигуре коня персонаж сказал: это не про то, как конь выглядит, а про то, что он на самом деле. Вот и здесь, не обязательно книга должна быть стопроцентно географически верна (хотя можно - Джойс!), но она должна отражать дух города, то место, о котором думают люди, если их спросить о нём. Поэтому Никогде - это всё-таки Лондон, и даже Пуллман и его Оксфорд тоже Англия, хотя и другая.
Россэ,
Россэ, так я тоже не могу перестать, поэтому и заражаю всех, кто попадётся под руку -) А ведь ещё есть Берлин, Стамбул и Рим, про которые точно что-то легендарное написано, но что?
мама сказала "Шефнер, сестра печали", но я не читала) я тоже не, надо попробовать.
Да, странно, романтики есть, детские есть отличные просто, а где же эпос городов? Нет?